В структуре онкоурологических заболеваний рак почки занимает третье место, уступая по частоте встречаемости только раку мочевого пузыря и раку предстательной железы. Ежегодно заболеваемость только увеличивается, что обусловлено не только истинным увеличением числа заболевших, но и за счет выявления ранних бессимптомных форм рака вследствие развития инструментальных методов диагностики и их широкого внедрения (прежде всего, ультразвукового скрининга).

Различают карциномы почечной паренхимы (renal cell carcinoma), которые исходят непосредственно из ткани почки, и опухоли из уротелия чашечно-лоханочной системы (transitional cell carcinoma). У детей, как правило, встречается опухоль Вильмса (Wilms tumor). Различают доброкачественные и злокачественные опухоли паренхимы почки. Доброкачественные опухоли встречаются гораздо реже, примерно в 5–8 %. К доброкачественным опухолям почки относятся онкоцитома, ангиомиолипома, лейомиома, гемангиома, лимфангиома, аденома и др. Мужчины болеют примерно в 2 раза чаще, чем женщины.

Этиология и патогенез рака почки, как и других опухолей, окончательно не установлены. Заболевание может носить наследственный характер. Отмечено более частое развитие рака почки у больных с хронической почечной недостаточностью, находящихся на постоянном диализе. К факторам риска заболевания также относятся контакт с канцерогенными веществами, курение, ожирение, кистозная болезнь и др.

При инвазивном росте опухоль может сдавливать органы брюшной полости, а также распространяться в виде опухолевого тромба по просвету внутрипочечных вен в основной ствол почечной вены, а затем в нижнюю полую вену вплоть до правого предсердия. Рак почки метастазирует гематогенно и лимфогенно. Гематогенное метастазирование происходит в легкие, печень, кости черепа, позвоночника, таза, диафизы трубчатых костей, в противоположную почку, надпочечники, головной мозг.

Различают местные и общие симптомы рака почки. К местным относят гематурию, боль в поясничной области и пальпируемое образование. Данная триада симптомов в связи с улучшением диагностики в настоящее время встречается реже и свидетельствует, как правило, о поздних стадиях опухоли. Почечно-клеточный рак у мужчин может сопровождаться развитием варикоцеле – расширением вен семенного канатика.

Общие, симптомы опухоли почки включают повышение температуры тела, артериальную гипертензию, токсическую анемию, нарушение функции печени, потерю аппетита, похудание, слабость. Нередко они являются первыми или единственными симптомами заболевания.

При диагностике опухоли почки необходимо не только установить наличие опухоли, но и определить стадию болезни. Инструментальное обследование пациентов может включать УЗИ органов брюшной полости и малого таза; спиральную компьютерную томографию органов брюшной полости, почек; рентгенографию грудной клетки; экскреторную урографию; ангиографию подвздошных сосудов и сосудов почек, МРТ.

Главным скрининговым и одним из основных методов диагностики рака почки служит УЗИ. При ультразвуковой доплерографии можно обнаружить атипичную васкуляризацию, опухолевый тромбоз почечных и нижней полой вен, нарушения структуры паренхимы. Сонография позволяет хорошо визуализировать нижнюю полую вену и правые отделы сердца, что дает возможность определить границу распространяющегося по ним вверх опухолевого тромба.

Компьютерная томография является методом выбора в диагностике и стадировании почечно-клеточного рака. Она позволяет не только выявить факт наличия новообразования, но и оценить его размеры, локализацию, отношение к чашечно-лоханочной системе, окружающим органам и тканям, а также наличие регионарных и отдаленных метастазов.

Лечение рака почки оперативное. Консервативная терапия является вспомогательным методом, малоэффективна и применяется в основном при метастатическом или рецидивном раке почки. Лучевая терапия из-за радиорезистентности рака почки также не получила широкого распространения. В качестве паллиативного метода лечения у ряда больных раком почки выполняют эмболизацию почечной артерии. К ней прибегают при угрожающих кровотечениях у пациентов с неоперабельными большими опухолями почки и метастазами в регионарные лимфатические узлы. Деструкцию опухолевой ткани можно осуществить путем минимально инвазивных высокотехнологичных методов лечения. Они выполняются при локализованном раке почки и включают: радиочастотную, крио- и микроволновую абляцию, а также абляцию высокоинтенсивной сфокусированной ультразвуковой волной.

Удаление опухоли оперативным путем является единственным радикальным методом лечения рака почки. Оно заключается в выполнении радикальной нефрэктомии или резекции почки с опухолью в пределах здоровых тканей. В связи с этим показания к оперативному лечению рака почки максимально расширены.

Мы располагаем опытом более чем 3 тысяч оперативных вмешательств по поводу опухолей почек. В нашей клинике проводятся органосохраняющие операции у пациентов с раком анатомически или функционально единственной почки. Выполняются оперативные вмешательства при распространении опухоли в почечную и нижнюю полую вену. Проведение подобных оперативных вмешательств возможно только в многопрофильных специализированных учреждениях имеющих специалистов необходимой квалификации.

Мы располагаем опытом успешно выполненных в нашей клинике экстракорпоральных резекций почки, с ее последующей аутотрансплантацией. Экстракорпоральная резекция почки по поводу опухоли выполняется тем пациентам размеры и локализация очага поражения, в которой не позволяли выполнить органосохраняющее вмешательство in situ.